Подготовка детей к самостоятельной жизни по программе «Равные возможности»
Рабочая модель учебно-тренировочной квартиры по формированию жизненной компетенции детей-инвалидов с нарушениями в развитии в нашем учреждении, призвана научить и адаптировать их к жизни в социуме, самостоятельности в быту путем тренировки в реальных условиях. В понятие «жизненная компетенция» включается приобретение навыков передвижения на общественном транспорте, правил поведения при посещении общественных мест, совершение покупок с посещением магазина, а также функционирования в быту – приготовление пищи, уборка квартиры, уход за вещами, планирование распорядка дня и досуга.
Формирование любого бытового и социального навыка в тренировочной квартире, с учетом особенностей детей ведется по специально разработанной инновационной программе «Равные возможности» программа содержит в себе теоретическую и практическую части. Цели, которые ставятся для воспитанников, индивидуальны и зависят от его функциональных возможностей.
Реализация программы включает 7 разделов:
- Самообслуживание (прием пищи, обращение с одеждой и обувью, пользование туалетом и гигиена тела).
- Уборка помещений (подметание пола, вытирание пыли, уборка пылесосом, влажная уборка пола, мытье зеркал и окон, чистка сантехники, вынос мусора, уход за холодильником).
- Уход за вещами (уход за обувью, чистка одежды, хранение одежды, ручная стирка, машинная стирка, утюжка).
- Финансовая грамотность (обращение с деньгами, планирование и ведение бюджета, планирование и осуществление покупок).
- Организация питания (приготовление пищи, сервировка стола, мытьё посуды).
- Социальная коммуникация (ориентировка во времени, ориентировка в окружающей среде, правила и нормы поведения).
- Досуговая деятельность (формирование умения выбирать вид отдыха и организовывать досуг).
В реализации программы используются разнообразные теоретические, практические и игровые занятия, ролевые игры, анализ проблемных ситуаций и решение ситуационных задач, творческие работы, знакомство с рабочими профессиями, экскурсии и т.д.
Последовательное обучение обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в социуме.
Таким образом, обучение в тренировочной квартире обеспечивает не только удовлетворение основных жизненных потребностей детей-инвалидов, но и повышает уровень их независимости, в том числе способности выбирать и принимать взвешенные решения и служит положительным примером того, что жизнь может быть другой.