Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Технологии социального обслуживания

Среди реализуемых инновационных технологий социального обслуживания, применяемых специалистами в течение последних лет в учреждении, можно выделить следующие, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные:

  • организация работы отделения дневного пребывания для детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет, проживающих в семьях, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения в силу тяжелого состояния здоровья, что дает возможность детям-инвалидам получить качественную медико-социальную и психолого-педагогическую реабилитацию, а также социально-бытовую адаптацию, а родителям - реализовать себя в трудовой и общественной деятельности, получить консультативную и информационную поддержку, за 2019 год услуги получили 93 воспитанника;
  • создание группы кратковременной реабилитации для психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные и дополнительные образовательные учреждения. Группу посещает более 10 человек. С ними проводятся коррекционно-развивающие занятия на развитие мелкой моторики рук и познавательных процессов, развитие речи, коррекции психоэмоционального состояния, также для них проводятся развлекательные и оздоровительные мероприятия. Результатом такой инновации станет приобретение детьми необходимых навыков для их социализации, за 2019 год услуги получили 114 детей;
  • создание группы кратковременной стационарной реабилитации направленной на оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям-инвалидам в возрасте от 0 до 18 лет с различной степенью умственной отсталости, за 2019 год услуги получили 141 чел.,
  • создание отделения ранней помощи с целью реабилитации и абилитации детей-инвалидов от рождения до 3-х лет, их семей, предоставление им квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, создание необходимых условий реабилитации и абилитации, направленных на содействие оптимальному развитию, социализации и адаптации в обществе, за 2019 год услуги получили 21 ребенок в возрасте от 0 до 3 лет;
  • использование компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья по разработанной специалистами программе «Шаг за шагом в мир информатики» в специально оборудованном классе, что значительно повышает эффективность проведения занятий, организует режим индивидуальной работы каждого ребенка и усиливает интерес детей к усвоению материала. В течение учебного года занятиями в компьютерном классе было охвачено 22 воспитанника; - использование бинарных занятий со специалистами (логопед, психолог, дефектолог и т.д.);
  • для осуществления лечебно - трудовой деятельности, социально-бытовой адаптации, профессиональной ориентации, проведения допрофессиональной подготовки детей-инвалидов организованы занятия в учебных мастерских - домоводства, швейной, столярной, гончарной, а также на приусадебном участке. Результатом такой деятельности является овладение детьми необходимыми трудовыми навыками и умениями, которые будут способствовать адаптации и социализации в обществе.
  • занятия с детьми дошкольного возраста по программам раннего педагогического вмешательства: «Маленькие ступеньки», «Реабилитационная игрушка», «Помоги мне это сделать самому» (по системе Монтессори). Результаты работы показали наличие устойчивой динамики в развитии детей данной возрастной категории, особенно у детей с синдромом Дауна;
  • реабилитация воспитанников дома-интерната методом лечебной верховой езды (иппотерапия). Иппотерапия - это универсальный метод лечения, способный оказать психологическую помощь. Во время занятий ребенок не ощущает процесс лечения, он получает положительный заряд энергии и начинает сам идти на контакт с лошадкой, что очень важно и необходимо для его выздоровления. Развивается мелкая моторика, тактильные ощущения и происходит расслабление мышц. Результат - это эмоциональный всплеск положительных эмоций, тренировка мышц, массаж, улучшается общее состояние ребенка-инвалида;
  • эстетическое воспитание детей, посредством хореографии, в 2016 году созданный на базе учреждения танцевальный ансамбль «Эзенесс» принял участие в IV Международном благотворительном танцевальном фестивале INCLUSIVE DANCE и заняли третье призовое место.
  • сенсорное развитие детей. Для этого оборудованы «светлая» и «темная» сенсорные комнаты, где подобрано специальное оборудование и Монтессори-материалы для развития сенсорики у детей с умственной отсталостью и сложными нарушениями развития. Результатом таких занятий является стимуляция у детей чувственного восприятия, снятия психоэмоционального напряжения и тревожности ребенка;
  • коррекционно-развивающие занятия: психотренинги, сказкотерапия, музыкотерапия, анималотерапия, логоритмика. Применение нетрадиционных технологий в работе с детьми-инвалидами способствуют развитию у них двигательных, сенсорных и речевых функций, формированию навыков межличностного общения;
  • социокультурная реабилитация: посещение театров, музеев, выставок, парков, центра живой природы, проведение тематических праздников, участие в конкурсах, фестивалях. Активное взаимодействие с социумом развивает коммуникативную культуру детей- инвалидов, способствует успешной интеграции в общество;
  • занятия адаптивной физической культурой, направленной на реабилитацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями, участие в спартакиадах для детей-инвалидов помогают воспитанникам обрести уверенность в себе, расширить рамки общения, развивать свои физические способности;
  • физиотерапевтическая реабилитация в соляной комнате, которая способствует профилактике и лечению заболеваний верхних дыхательных путей, различных кожных недугов, нормализует состояние нервной системы, повышает иммунитет.