Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

РАВНОЕ ОБЩЕНИЕ

   С 15 апреля 2019 года  в Государственном бюджетном учреждении  РХ «Республиканский дом-интернат для  детей «Теремок»  стартовал Проект «Равное общение»,  рассчитанный на 18 месяцев. Реализация проходила в рамках программы  «Право быть равным», Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной  и дополнительной коммуникации.  

    Миссия проекта «Равное общение» -создание условий для обеспечения формирования у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития навыков общения и взаимодействия, с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

    Основой  работы проекта было формирование у детей с ментальными или иными особенностями развития, навыков общения с окружающими, способностей выражать свои желания, эмоции, передавать (а, следовательно, и воспринимать) информацию можно без преувеличения назвать важнейшим этапом в их социальной адаптации.

    В процессе реализации проекта педагоги развивали речь у детей с ТМНР, у которых отсутствует вербальная речь и нарушена коммуникация, с помощью альтернативных и дополнительных способов общения, но  и  углубили знания специалистов и родителей в области альтернативной коммуникации и распространили информацию о существовании альтернативных способах общения с невербальным ребенком.

    Для реализации целей и задач Проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Оказание помощи детям с ТМНР с помощью альтернативных и дополнительных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, символы, устную и письменную речь.
  2. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, организация повышения профессионального потенциала специалистов, педагогов, воспитателей, младшего медицинского персонала, занятых в сфере оказания социально-педагогических услуг детям с ТМНР в вопросе альтернативных способов коммуникации, посредством проведения комплексных мероприятий, семинаров, групповых встреч и индивидуальных консультаций, выпуск методических изданий.
  3. Мероприятия, направленные на формирование у детей с ТМНР коммуникативных навыков и потребности в общении и взаимодействии:
  • флэшмоб «Мне есть что сказать», посвященный международному Дню альтернативной коммуникации,  в нем приняли участие дети целевой группы, волонтеры;
  • фотовыставка «Говорящие ладошки», в котором приняли  участие дети целевой группы и родители,  участвующие в проекте;
  • творческий конкурс  «Разноцветные слова».

    4. Мероприятия, для родителей, посещающих детей с ТМНР по восстановлению семейных связей:

  • круглый стол «Коммуникация – как основа развития ребенка с ТМНР» специалисты дали информацию родителям о  значимости формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР
  • гостевые дни «Пространство общения» - родители, участвующие в проекте,  научились общаться со своими детьми с помощью освоенных практик альтернативной и дополнительной коммуникацией;
  • онлайн – консультирование родителей, где решалась вопросы организации коммуникации в домашних условиях, специалисты дали советы о методах и приемах  формирования коммуникативных навыков.

     5.Создание инструктивно-методических материалов по вопросам применения альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ТМНР:

  • сборник по итогам реализации проекта;
  • флаер «Разнообразный мир общения»;
  • брошюра «Методы альтернативной коммуникации».

    6.Проведена итоговая конференция «Общение без границ» для специалистов по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по развитию коммуникативных навыков детей с ТМРН с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

В течение 18 месяцев специалисты учреждения будут обучать юных подопечных навыкам коммуникации при помощи комбинации жестов и речи в доступной форме, визуально-графических средств, устройств-коммуникаторов и других современных средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Программа по информационному сопровождению

Флаер "Разнообразный мир общения"

Брошюра "Методы альтернативной коммуникации