Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

РАВНОЕ ОБЩЕНИЕ

      С 15 апреля 2019 года  в Государственном бюджетном учреждении  РХ «Республиканский дом-интернат для  умственно-отсталых детей «Теремок»  стартовал Проект «Равное общение»,  рассчитанный на 18 месяцев. Он реализуется в рамках программы  «Право быть равным», Фонда поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми, множественными нарушениями развития с использованием средств альтернативной  и дополнительной коммуникации.  

     Миссия проекта «Равное общение»  - создание условий для обеспечения формирования у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития навыков общения и взаимодействия, с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

     В основе работы проекта лежит формирование у детей с ментальными или иными особенностями развития, навыков общения с окружающими, способностей выражать свои желания, эмоции, передавать (а, следовательно, и воспринимать) информацию можно без преувеличения назвать важнейшим этапом в их социальной адаптации.

   В процессе проекта не просто планируется знакомство и развитие альтернативных и дополнительных способов общения для детей с ТМНР, у которых отсутствует вербальная речь и нарушена коммуникация, но  и  позволит углубить знания специалистов и родителей в области альтернативной коммуникации и распространить информацию о существовании альтернативных способах общения с невербальным ребенком.

Для реализации целей и задач Проекта запланированы следующие мероприятия:

  1. Оказание помощи детям с ТМНР с помощью альтернативных и дополнительных средств коммуникации, которые сочетают в себе жесты, символы, устную и письменную речь.
  2. Будет сформировано единое ресурсное методическое и образовательное пространство, организовано повышение профессионального потенциала специалистов, педагогов, воспитателей, младшего медицинского персонала, занятых в сфере оказания социально-педагогических услуг детям с ТМНР в вопросе альтернативных способов коммуникации, посредством проведения комплексных мероприятий, семинаров, групповых встреч и индивидуальных консультаций, выпуск методических изданий.
  3. Будут проведены мероприятия, направленные на формирование у детей с ТМНР коммуникативных навыков и потребности в общении и взаимодействии:
  • флэшмоб «Мне есть что сказать», посвященный международному Дню альтернативной коммуникации,  в нем примут участие дети целевой группы, волонтеры;
  • фотовыставка «Говорящие ладошки», в котором примут  участие дети целевой группы и родители,  участвующие в проекте;
  • творческий конкурс  «Разноцветные слова».
  1. Проведение мероприятий, для родителей, посещающих детей с ТМНР по восстановлению семейных связей:
  • круглый стол «Коммуникация – как основа развития ребенка с ТМНР» специалисты дадут информацию родителям о  значимости формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР
  • гостевые дни «Пространство общения» - родители, участвующие в проекте,  научатся общаться со своими детьми с помощью освоенных практик альтернативной и дополнительной коммуникацией;
  • Онлайн – консультирование родителей, где будут решаться  вопросы организации коммуникации в домашних условиях, специалисты дадут советы о методах и приемах  формирования коммуникативных навыков.
  1. Создание инструктивно-методических материалов по вопросам применения альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ТМНР:
  • сборник по итогам реализации проекта;
  • флаерс «Разнообразный мир общения»;
  • брошюра «Методы альтернативной коммуникации».
  1. Будет проведена итоговая конференция «Общение без границ» для специалистов по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по развитию коммуникативных навыков детей с ТМРН с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

В течение 18 месяцев ведущие специалисты учреждения будут обучать юных подопечных навыкам коммуникации при помощи комбинации жестов и речи в доступной форме, визуально-графических средств, устройств-коммуникаторов и других современных средств альтернативной и дополнительной коммуникации.

Программа по информационному сопровождению