Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Доступная среда

   В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» для проведения практических занятий с детьми-инвалидами созданы специальные условия для обеспечения комфортности образовательного пространства. Предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также специально приспособленные кабинеты, музыкальный зал, учебные мастерские и классы. Ежегодно решаются вопросы повышения уровня информационно-технического оснащения образовательного процесса, обеспечиваются необходимые условия для организации досуговой деятельности воспитанников.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Наименование кабинета/мастерской

Оборудование

Группы

Группы состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, буфетных, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (кегли, мячи, обручи, спортивные игры и др.). Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.).

Музыкальный зал

Музыкальные инструменты: электропианино, аккордеон, музыкальный центр, шумовые и ударные детские инструменты, мультимедийный проектор, световые проекторы.

Кабинет социально-бытовой ориентировки

Зона учебных занятий, зона моделирования жизненных ситуаций (макет гостиной, спальни, кухни, магазина, больницы, хозяйственной зоны), парикмахерская, зона педагога для хранения пособий, игровая зона. Игровые и учебные пособия.

Тренировочная квартира

Жилая комната, гостиная, совмещенный санузел, кухня. Жилая комната разграничена на зоны для отдыха, занятий и сна, гостиная для просмотра телевизора и приема гостей, кухня – на зоны для приготовления пищи и для приема пищи.

Логопедический кабинет

Настенное зеркало, детские столы, логопедическая парта, детские стулья, стол для учителя-логопеда, стулья полумягкие, шкафы для пособий, зеркала для индивидуальной работы, магнитная доска.

Кабинет альтернативной коммуникации

Программное обеспечение для проведения диагностического обследования уровня речевого развития и коммуникативных навыков, интерактивный стол, коврограф «Ларчик», дидактические пособия: коммуникативные альбомы, мультимодальный планшет - коммуникатор Tobii Dynavox, коммуникационные устройства GoTalk, система карточек PECS. Оснащен столом-партой ученической одноместной с регулируемым углом наклона, детским стулом, магнитной доской, шкафом для пособий, столом для педагогов, стулом полумягким.

Кабинет учителя-дефектолога             

 (1 этаж)

Программное обеспечение для проведения диагностического обследования коррекционно-развивающей и консультативной работы. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер с познавательными презентациями и развивающими играми, парта, стулья, стеллаж с пособиями и дидактическими играми.

Кабинет учителя-дефектолога             

 (2 этаж)

Учебная зона, двигательная зона, игровая зона. Парты, стулья, диван, стол для учителя-дефектолога, магнитная доска, стеллаж с дидактическими пособиями.

Темная и светлая сенсорные комнаты

Музыкальный центр, световые приборы, мягкие модули, игровое и реабилитационное оборудование. Различные мягкие модули: мячи, дорожки, "сухой бассейн"

Кабинет Монтессори

Развивающее оборудование, стол «Ромашка», стеллажи «Волна» и «Карандаш», стол-стеллаж «Исследователь», настенный модуль «Зубчатые колеса», настенное зеркало с перекладиной для ходьбы, развивающие коврики «День-Ночь», «Транспорт», «Деревня», «Аквариум», стеллажи с дидактическими и развивающими играми.

Компьютерный класс

7 ПЭВМ с программой Интернет-Цензор, специальными одноместными столами одного размера и стульями с подставками для ног, регулируемыми по высоте, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цветной и черно-белый принтер, учебные плакаты, видеоматериалы.

Учебные мастерские

Столы, стулья, стеллажи для поделок, шкафы для раздаточного материала, электрический гончарный круг, муфельная печь, деревообрабатывающий станок, столярные верстаки, жарочный шкаф на 4 конфорки.

Методический кабинет

Наглядный материал, материал для консультаций, имеется достаточное количество учебно-методической и художественной литературы, которая ежегодно пополняется.

Для организации физкультурно-спортивной деятельности с детьми-инвалидами по улучшению здоровья, полноценного физического развития, расширению функциональных возможностей детского организма, формированию двигательных навыков и двигательных качеств в учреждении имеется зал ЛФК со спортивными комплексами, бассейн, спортивная площадка с физкультурно-игровым оборудованием, спортивный уголок, оборудованный уличными тренажерами и спортивное оборудование на прогулочных площадках.

Вид помещения

Назначение

Оснащение. Оборудование

Зал ЛФК

Организация физкультурно-оздоровительной работы: лечебная гимнастика (упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.), физическая активность (активная ходьба, легкий бег), работа на тренажёрах.

Комплект мягких модулей, гимнастические скамейки маты напольные, набор мячей разного размера, гимнастические палки, балансировочный диск (дорожка), кольца, гимнастические коврики, стол для кинезотерапии, тренажеры.

Бассейн

Организация физкультурно-оздоровительной работы: обучение детей плаванию, закаливание, профилактика простудных заболеваний.

Атрибуты для плавания: доски, жилеты, нарукавники, нудлы, надувные круги, игрушки, пособия.

Спортивная площадка

Организация спортивно-оздоровительной работы: спортивные развлечения, досуг, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), настольный теннис, прыжки в длину, бег.

Яма для прыжков в длину, беговая дорожка, дуги для подлезания, гимнастические тренажеры, футбольное поле, площадка для волейбола, баскетбола, теннисный стол, детские игровые площадки.

 

Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

№ п\п

Наименование

Характеристика и назначение

Количество

1

2

3

4

Баскетбол

1

Кольцо баскетбольное

 

2

2

Ферма для щита баскетбольного

Ферма для щита - это каркас, где устанавливается баскетбольный щит.

2

3

Щит баскетбольный

Нижняя часть щита оснащается защитой (П - образной деталью из пенополиуретана, фанеры, поролона или другого материала). Защита предназначена для предотвращения порезов и ушибов рук и головы, а также для сохранения баскетбольных мячей

2

4

Мяч баскетбольный

Существует два типа баскетбольных мячей: для игры в зале и универсальные для игры на улице и в зале

2

Волейбол

1

Мяч волейбольный

Состоит из внутренней камеры и покрышки

4

2

Сетка волейбольная

 

1

Легкая атлетика

1

Мяч малый для метания

Предназначен для развития координации движения, точности броска, гибкости в верхнем плечевом поясе

2

Лыжные гонки

1

Ботинки для лыж

Специальная обувь, предназначенная для комфортной, фиксированной постановки ноги во время лыжных гонок

4 (пары)

2

Крепления для лыж

Предназначены для четкой фиксации галеностопа на лыже во время занятий лыжными гонками.

3 (пары)

3

Лыжи (пара)

Выбор зависит от стиля лыжных гонок (классический, свободный), погодных условий, величины и состояния снежного покрова,пр.

3 (пары)

4

Лыжные палки (пара)

Длина лыжных палок зависит от возраста и роста обучающихся, типа и вида приобретаемых лыж, предпочтение стиля лыжных гонок

3 (пары)

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Учебный процесс в учреждении строится на основе инновационных образовательных технологий, при помощи которых педагоги и специалисты проводят практические занятия.  Систематически используются ролевые игры, тренинги, моделирование жизненных ситуаций, слайд-презентации и др., что играет значительную роль в практической подготовке обучающихся и формированию у них знаний, умений и навыков. Средства обучения, применяемые в учреждении, обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются мультимедийные комплексы, включающие проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски, специальные технические средства.

Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях учреждения, направленных на развитие творческих способностей, нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости предоставляется волонтерская помощь. В учреждении активно развивается волонтерское движение. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие общекультурного уровня у остальных воспитанников.

Воспитательные мероприятия проходят в актовом зале учреждения. В актовом зале установлен проектор, экран, звуковая аппаратура. В учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий адаптации в социуме и социальной ситуации развития, соответствующей состоянию соматического и нервно-психического здоровья, индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности воспитанников.

 

Средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Аудиальные: музыкальные центры, СD – диски, аудиолекция.

Аудивизуальные: слайд-фильмы, учебные кинофильмы, образовательные видеофильмы.

Средства, автомотизирующие процесс обучения, в том числе для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: компьютеры, ноутбуки, мультимидийное оборудование, интерактивная доска, принтеры, сканеры, веб-камера, колонки, микрофоны, телевизоры.

Печатные: учебники, учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал.

Визуальные: таблицы, схемы, стенды, плакаты, презентационные материалы.

Формы электронных образовательных ресурсов, адаптированные к ограничениям здоровья и восприятия информации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

в форме аудиофайла;

мультимедийные материалы;

текст с иллюстрациями.

Программное и методическое обеспечение:

Программное обеспечение CoreI Draw.

Комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Логоблиц», «Оценка уровня развития детей до 16 мес. на основе русифицированной шкалы KID».

Интерактивный логопедический стол.

Компьютерная программа «Учебно-методический комплект Перволого (Логомозаика)».

Коммуникативный планшет с программным обеспечением Snap+ CoreFirst.

Коммуникативный планшет «Toby».

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание учреждения.

В учреждении созданы условия для обеспечения беспрепятственного доступа воспитанников с инвалидностью и с ОВЗ в задание. У основного здания учреждения имеются 5 пандусов: 2 с торцов здания, 1 – центральный вход, 2 – вход в группы. Все пандусы соответствуют нормам. Также, в здании имеются два пассажирских лифта, которые соответствуют требованиям для перевозки инвалидов-колясочников. Во всех зданиях установлены двухстворчатые двери с шириной рабочей створки более 90 см. Установлен блок речевого оповещения о пожаре.  На прилегающей территории оборудована стоянка. Санитарно-гигиенические помещения оборудованы с учетом требований доступности для инвалидов.

 

Паспорт  доступности объекта социальной инфраструктуры - имеется.

Специальные условия питания.

При наличии медицинского заключения питание организуется в соответствии с рекомендациями врача.

Специальные условия охраны здоровья.

В соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидимелогические требования к организации ощественного питания населения", утвержденными Постановлением Главного государвстенного санитарного врача Росийской Федерации от 27.10.2020 №32.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленные для использования детьи-инвалидами, инвалидами - предусмотрен.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей инвалидов, инвалидов - предусмотрены.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - предусмотрены.

В учреждении имеется система видеонаблюдения.

Паспорт доступности