Доступная среда
В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» для проведения практических занятий с детьми-инвалидами созданы специальные условия для обеспечения комфортности образовательного пространства. Предусмотрены групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, а также специально приспособленные кабинеты, музыкальный зал, учебные мастерские и классы. Ежегодно решаются вопросы повышения уровня информационно-технического оснащения образовательного процесса, обеспечиваются необходимые условия для организации досуговой деятельности воспитанников.
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Наименование кабинета/мастерской |
Оборудование |
Группы |
Группы состоят: из групповых, спальных помещений, раздевальных комнат, буфетных, умывальных и туалетных комнат. Все помещения укомплектованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к каждой возрастной группе (специальной мебелью: столы, стулья, кровати, шкафы для игрушек и пособий), игровым (конструкторы, дидактические и игровые пособия и др.) и спортивным оборудованием (кегли, мячи, обручи, спортивные игры и др.). Оборудованы зоны и уголки для детской деятельности (уголки природы, творчества, сенсорного развития и др.). |
Музыкальный зал |
Музыкальные инструменты: электропианино, аккордеон, музыкальный центр, шумовые и ударные детские инструменты, мультимедийный проектор, световые проекторы. |
Кабинет социально-бытовой ориентировки |
Зона учебных занятий, зона моделирования жизненных ситуаций (макет гостиной, спальни, кухни, магазина, больницы, хозяйственной зоны), парикмахерская, зона педагога для хранения пособий, игровая зона. Игровые и учебные пособия. |
Тренировочная квартира |
Жилая комната, гостиная, совмещенный санузел, кухня. Жилая комната разграничена на зоны для отдыха, занятий и сна, гостиная для просмотра телевизора и приема гостей, кухня – на зоны для приготовления пищи и для приема пищи. |
Логопедический кабинет |
Настенное зеркало, детские столы, логопедическая парта, детские стулья, стол для учителя-логопеда, стулья полумягкие, шкафы для пособий, зеркала для индивидуальной работы, магнитная доска. |
Кабинет альтернативной коммуникации |
Программное обеспечение для проведения диагностического обследования уровня речевого развития и коммуникативных навыков, интерактивный стол, коврограф «Ларчик», дидактические пособия: коммуникативные альбомы, мультимодальный планшет - коммуникатор Tobii Dynavox, коммуникационные устройства GoTalk, система карточек PECS. Оснащен столом-партой ученической одноместной с регулируемым углом наклона, детским стулом, магнитной доской, шкафом для пособий, столом для педагогов, стулом полумягким. |
Кабинет учителя-дефектолога (1 этаж) |
Программное обеспечение для проведения диагностического обследования коррекционно-развивающей и консультативной работы. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер с познавательными презентациями и развивающими играми, парта, стулья, стеллаж с пособиями и дидактическими играми. |
Кабинет учителя-дефектолога (2 этаж) |
Учебная зона, двигательная зона, игровая зона. Парты, стулья, диван, стол для учителя-дефектолога, магнитная доска, стеллаж с дидактическими пособиями. |
Темная и светлая сенсорные комнаты |
Музыкальный центр, световые приборы, мягкие модули, игровое и реабилитационное оборудование. Различные мягкие модули: мячи, дорожки, "сухой бассейн" |
Кабинет Монтессори |
Развивающее оборудование, стол «Ромашка», стеллажи «Волна» и «Карандаш», стол-стеллаж «Исследователь», настенный модуль «Зубчатые колеса», настенное зеркало с перекладиной для ходьбы, развивающие коврики «День-Ночь», «Транспорт», «Деревня», «Аквариум», стеллажи с дидактическими и развивающими играми. |
Компьютерный класс |
7 ПЭВМ с программой Интернет-Цензор, специальными одноместными столами одного размера и стульями с подставками для ног, регулируемыми по высоте, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цветной и черно-белый принтер, учебные плакаты, видеоматериалы. |
Учебные мастерские |
Столы, стулья, стеллажи для поделок, шкафы для раздаточного материала, электрический гончарный круг, муфельная печь, деревообрабатывающий станок, столярные верстаки, жарочный шкаф на 4 конфорки. |
Методический кабинет |
Наглядный материал, материал для консультаций, имеется достаточное количество учебно-методической и художественной литературы, которая ежегодно пополняется. |
Для организации физкультурно-спортивной деятельности с детьми-инвалидами по улучшению здоровья, полноценного физического развития, расширению функциональных возможностей детского организма, формированию двигательных навыков и двигательных качеств в учреждении имеется зал ЛФК со спортивными комплексами, бассейн, спортивная площадка с физкультурно-игровым оборудованием, спортивный уголок, оборудованный уличными тренажерами и спортивное оборудование на прогулочных площадках.
Вид помещения |
Назначение |
Оснащение. Оборудование |
Зал ЛФК |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: лечебная гимнастика (упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.), физическая активность (активная ходьба, легкий бег), работа на тренажёрах. |
Комплект мягких модулей, гимнастические скамейки маты напольные, набор мячей разного размера, гимнастические палки, балансировочный диск (дорожка), кольца, гимнастические коврики, стол для кинезотерапии, тренажеры. |
Бассейн |
Организация физкультурно-оздоровительной работы: обучение детей плаванию, закаливание, профилактика простудных заболеваний. |
Атрибуты для плавания: доски, жилеты, нарукавники, нудлы, надувные круги, игрушки, пособия. |
Спортивная площадка |
Организация спортивно-оздоровительной работы: спортивные развлечения, досуг, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), настольный теннис, прыжки в длину, бег. |
Яма для прыжков в длину, беговая дорожка, дуги для подлезания, гимнастические тренажеры, футбольное поле, площадка для волейбола, баскетбола, теннисный стол, детские игровые площадки. |
Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
№ п\п |
Наименование |
Характеристика и назначение |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
Баскетбол |
|||
1 |
Кольцо баскетбольное |
|
2 |
2 |
Ферма для щита баскетбольного |
Ферма для щита - это каркас, где устанавливается баскетбольный щит. |
2 |
3 |
Щит баскетбольный |
Нижняя часть щита оснащается защитой (П - образной деталью из пенополиуретана, фанеры, поролона или другого материала). Защита предназначена для предотвращения порезов и ушибов рук и головы, а также для сохранения баскетбольных мячей |
2 |
4 |
Мяч баскетбольный |
Существует два типа баскетбольных мячей: для игры в зале и универсальные для игры на улице и в зале |
2 |
Волейбол |
|||
1 |
Мяч волейбольный |
Состоит из внутренней камеры и покрышки |
4 |
2 |
Сетка волейбольная |
|
1 |
Легкая атлетика |
|||
1 |
Мяч малый для метания |
Предназначен для развития координации движения, точности броска, гибкости в верхнем плечевом поясе |
2 |
Лыжные гонки |
|||
1 |
Ботинки для лыж |
Специальная обувь, предназначенная для комфортной, фиксированной постановки ноги во время лыжных гонок |
4 (пары) |
2 |
Крепления для лыж |
Предназначены для четкой фиксации галеностопа на лыже во время занятий лыжными гонками. |
3 (пары) |
3 |
Лыжи (пара) |
Выбор зависит от стиля лыжных гонок (классический, свободный), погодных условий, величины и состояния снежного покрова,пр. |
3 (пары) |
4 |
Лыжные палки (пара) |
Длина лыжных палок зависит от возраста и роста обучающихся, типа и вида приобретаемых лыж, предпочтение стиля лыжных гонок |
3 (пары) |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебный процесс в учреждении строится на основе инновационных образовательных технологий, при помощи которых педагоги и специалисты проводят практические занятия. Систематически используются ролевые игры, тренинги, моделирование жизненных ситуаций, слайд-презентации и др., что играет значительную роль в практической подготовке обучающихся и формированию у них знаний, умений и навыков. Средства обучения, применяемые в учреждении, обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются мультимедийные комплексы, включающие проектор, экран, компьютер, средства усиления звука. Также используются интерактивные доски, специальные технические средства.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется, с предоставлением возможности участия во всех мероприятиях учреждения, направленных на развитие творческих способностей, нравственно-эстетического и патриотического воспитания. При необходимости предоставляется волонтерская помощь. В учреждении активно развивается волонтерское движение. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие общекультурного уровня у остальных воспитанников.
Воспитательные мероприятия проходят в актовом зале учреждения. В актовом зале установлен проектор, экран, звуковая аппаратура. В учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий адаптации в социуме и социальной ситуации развития, соответствующей состоянию соматического и нервно-психического здоровья, индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для успешного обучения и развития личности воспитанников.
Средства обучения, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Аудиальные: музыкальные центры, СD – диски, аудиолекция.
Аудивизуальные: слайд-фильмы, учебные кинофильмы, образовательные видеофильмы.
Средства, автомотизирующие процесс обучения, в том числе для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: компьютеры, ноутбуки, мультимидийное оборудование, интерактивная доска, принтеры, сканеры, веб-камера, колонки, микрофоны, телевизоры.
Печатные: учебники, учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал.
Визуальные: таблицы, схемы, стенды, плакаты, презентационные материалы.
Формы электронных образовательных ресурсов, адаптированные к ограничениям здоровья и восприятия информации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
в форме аудиофайла;
мультимедийные материалы;
текст с иллюстрациями.
Программное и методическое обеспечение:
Программное обеспечение CoreI Draw.
Комплекс компьютерных психодиагностических и развивающих программ «Логоблиц», «Оценка уровня развития детей до 16 мес. на основе русифицированной шкалы KID».
Интерактивный логопедический стол.
Компьютерная программа «Учебно-методический комплект Перволого (Логомозаика)».
Коммуникативный планшет с программным обеспечением Snap+ CoreFirst.
Коммуникативный планшет «Toby».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание учреждения.
В учреждении созданы условия для обеспечения беспрепятственного доступа воспитанников с инвалидностью и с ОВЗ в задание. У основного здания учреждения имеются 5 пандусов: 2 с торцов здания, 1 – центральный вход, 2 – вход в группы. Все пандусы соответствуют нормам. Также, в здании имеются два пассажирских лифта, которые соответствуют требованиям для перевозки инвалидов-колясочников. Во всех зданиях установлены двухстворчатые двери с шириной рабочей створки более 90 см. Установлен блок речевого оповещения о пожаре. На прилегающей территории оборудована стоянка. Санитарно-гигиенические помещения оборудованы с учетом требований доступности для инвалидов.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры - имеется.
Специальные условия питания.
При наличии медицинского заключения питание организуется в соответствии с рекомендациями врача.
Специальные условия охраны здоровья.
В соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидимелогические требования к организации ощественного питания населения", утвержденными Постановлением Главного государвстенного санитарного врача Росийской Федерации от 27.10.2020 №32.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленные для использования детьи-инвалидами, инвалидами - предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей инвалидов, инвалидов - предусмотрены.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - предусмотрены.
В учреждении имеется система видеонаблюдения.