Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Дошкольное образование

  

Образовательная деятельность в доме-интернате осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» (далее – Учреждение). Качественное доступное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов на всех возрастных этапах является глобальной стратегической целью социальной политики Российской Федерации. Она обозначена в майском указе Президента (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Практическую реализацию права на образование детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития обеспечивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – Стандарт). Стандарт регламентирует объединение обучения и воспитания в виде целостного образовательного процесса, построенного на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе.  В нем отражен ряд требований и условий, необходимых для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые составляют отдельную категорию обучающихся.

Категорию обучающиеся раннего и дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) составляют дети в возрасте от 2 месяцев до 7 (8) лет, имеющие вариативные сочетания нескольких первичных нарушений (интеллектуальных, сенсорных, двигательных) различной степени тяжести. Первичные нарушения приводят к появлению сложной структуры вторичных и третичных нарушений социальной природы, образуя специфический феномен, проявляющийся в виде кумулятивного негативного влияния на все сферы психического развития ребенка. Реализация потенциальных возможностей к развитию и социализация детей с ТМНР могут быть достигнуты только в условиях особым образом организованного специального обучения и путем разработки отдельной адаптированной образовательной программы для детей данной категории. Эти дети нуждаются в применении комплекса специальных методов и технологий обучения для овладения социальными способами взаимодействия с предметным миром и людьми, а также индивидуально дозированном поэтапном и планомерном расширении жизненного опыта и повседневных социальных контактов каждого в максимально возможном объеме. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ТМНР (далее – Программа) разработана соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и раскрывает общую модель построения образовательного процесса и проектирования образовательной деятельности для детей с ТМНР, способствующую последовательному совершенствованию их психического развития, формированию механизмов компенсации и социальной адаптации.   

Отличительной особенностью Программы является интеграция коррекционно-развивающего содержания в структуру всех занятий согласно учебного плана и во все виды совместной деятельности взрослого с детьми, режимные процессы и игровые ситуации. Коррекционно-развивающая направленность обучения обеспечивается созданием во всех помещениях образовательной организации специальной предметно-развивающей среды, в том числе для оказания специального стимулирующего сенсорного воздействия во время свободной деятельности детей. Каждый специалист, участник образовательный деятельности (учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель) должен владеть знаниями в области специальной психологии и педагогики, знать и применять на практике правила использования и ухода за средствами индивидуальной коррекции, уметь применять современные коррекционно-педагогические технологии в своей профессиональной деятельности.

Программа предусматривает создание целостной системы специальных образовательных условий: от предельно общих для всех детей с ОВЗ до индивидуальных, от которых зависит эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.

Умение специалистов придерживаться в образовательной деятельности вышеперечисленных принципов, подходов и положений обеспечивают возможность эффективной реализации содержания Программы на практике, достижения целевых ориентиров и успешной социализации детей с ТМНР.

 

Форма обучения - очная.
Все занятия проводятся на государственном языке Российской Федерации.
Образовательная деятельность по дошкольному образованию в учреждении осуществляется на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Особое внимание в Программе уделено стартовой и промежуточной диагностике развития детей в возрастных интервалах: 2 месяца – 1 год, 1-2года, 2-3года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6лет, 6-7(8) лет. Педагогическое обследование является начальным этапом коррекционно-педагогического воздействия. При этом Программа для детей с ТМНР имеет собственные характерные отличия, связанные со сложной структурой первичных нарушений развития и тяжестью вторичных социальных последствий, нашедшие отражение в описании целевых ориентиров и порядке изложения содержания образования.

Особенности содержания материала в каждом разделе Программы, в том числе в целевых ориентирах, не только не противоречат требованиям ФГОС ДО, а наоборот, соответствуют им, т.к. учитывают психофизические закономерности и потенциальные возможности развития детей данной категории. Целевые ориентиры сгруппированы не столько с учетом возрастных нормативов физического и психического развития, сколько в зависимости от динамики становления психологических достижений возраста у детей с ТМНР, последовательности появления социальных форм и способов взаимодействия с людьми и предметным миром, восприятия и мышления.

Программа может быть реализована в условиях различных организационных форм, традиционных и вариативных: группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы.

По структуре Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.

Целевой раздел Программы включает цель и задачи, характеристику особенностей развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и их особые образовательные потребности, принципы, подходы к формированию Программы, планируемые результаты, развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности обучающихся с нарушениями зрения в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической; вариативные формы, методы, средства реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогических работников с детьми, педагогического коллектива с семьями обучающихся, образовательными учреждениями, программы коррекционно-развивающей работы специалистов, рабочую Программу воспитания.

Организационный раздел Программы включает психолого-педагогические и кадровые условия, организацию развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение, примерный перечень произведений и литературных источников, режим и распорядок дня, планирование образовательной деятельности, примерный календарный план воспитательной работы. Перспективное планирование образовательного процесса педагогов соответствует Положению о рабочей программе Учреждения.

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТМНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

  • реализация содержание АОП;
  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТМНР; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТМНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТМНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ТМНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТМНР;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержке родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья, обучающихся с ТМНР;
  • обеспечение преемственности целей и задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Исходя из общности основных закономерностей развития в норме и патологии, в Программе определяются базовые направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего, целостность, гармоничность личностного развития ребенка. Это осуществляется в процессе решения следующих блоков задач:

  • социально-коммуникативного развития;
  • познавательного развития;
  • речевого развития;
  • художественно-эстетического развития;
  • физического развития.

Адаптированная образовательная программа учреждения

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с расстройством аутистического спектра


Календарный учебный график

Календарный учебный график разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с нормами  СанПиН, Уставом ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок».

Календарный учебный график регламентирует общие требования к организации образовательного процесса в учреждении и  предназначен для четкой организации деятельности педагогического коллектива в учебном году.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год  определяет продолжительность учебного года, продолжительность каникул, регламент образовательного процесса, сроки мониторинга.


Учебный план

Образовательный процесс  в ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» проходит в соответствии с  учебным планом на 2023-2024 учебный год.

Учебный план составлен по направлениям развития на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью реализации образовательной программы ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для детей "Теремок". В нем отражены особенности образовательной деятельности. Целевой направленностью учебного плана является распределение организованной образовательной деятельности и образовательная деятельность разных видов и культурных практик с учетом возрастных особенностей. Учебный план призван обеспечить единство и преемственность основных видов деятельности.


Организация жизнедеятельности и режим дня

Режим дня стационара.

Режим дня отделения полустационарного обслуживания.

Общая численность детей, обучающихся по реализуемым образовательным программам - 11 человек (по состоянию на 01.09.2023 г.). 

Перечень реализуемых образовательных программ.