Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

Учебный план ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» по дополнительной образовательной программе для детей школьного возраста на 2017-2018 учебный год

 

 

 

 

Утверждено

Приказом директора ГБУ РХ «Республиканский

дом-интернат для детей «Теремок»

№ 290-д от30.08.2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

по дополнительной образовательной программе для детей школьного возраста

на 2017-2018 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

на 2017 -2018 учебный год

  

Учебный план дополнительного образования воспитанников школьного возраста базируется на реализации образовательных программ дополнительного образования, способствует повышению качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных способностей и развития.

Учебный план разработан в соответствии с:

  • ü Федеральным законом от 29.12.2012. №273- ФЗ « Об образовании Российской Федерации»
  • ü Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09 февраля 2015 года «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ü Уставом Государственного бюджетного учреждения «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» г. Абакан.
  • ü Локальными актами ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок».
  • ü Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Все в моих руках»

Программа дополнительного образования «Все в моих руках» предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанниками в возрасте от 7 до 18 лет с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и структурно представлено двумя основными объемными блоками: коррекционно-развивающим и внеурочным.

Коррекционно-развивающий блок включает следующие направления работы:

  1. Социальное развитие

Образовательные программы:

- «Я и мир вокруг меня».

- «Я живу сам».

- «Ребенок и окружающий мир».

  1. Речевое развитие

Образовательные программы:

- «Звуковичок».

- «Речецветик».

- «Говорушка».

- «Речевичок».

- «Логоша».

  1. Познавательное развитие.

Образовательные программы:

- «Познай-ка».

- «Учимся и развиваемся».

- «АБЕВЕГЕДЕЙКА».

- «Развивай-ка».

- «Волшебные ступеньки».

  1. Сенсорное развитие.

Образовательные программы:

- «5 чувств».

- «В мире эмоций».

- «Мир в ладошках».

- «Особые возможности».

- «У меня все получится».

Блок внеурочной деятельности является прямым продолжением базовых образовательных программ и дает детям необходимые для жизни практические навыки.

  1. Домоводство.

Образовательная программа:

- «Умелые ручки».

  1. Столярное дело.

Образовательная программа:

- «Я сам»

  1. Керамика и мелкая пластика.

Образовательная программа:

- «Гончарный круг»

  1. Физическое развитие.

Образовательная программа:

- «Физкультура и спорт»

  1. Музыкальное развитие.

Образовательная программа:

- «Мир музыки и ребенок в нем».

  1. Волшебный мир танца.

Образовательная программа:

- «Волшебный мир танца».

  1. Кур элементарной компьютерной грамотности.

Образовательная программа:

- «Шаг за шагом в мир информатики».

  1. Формирование продуктивных видов деятельности

Образовательные программы:

- «Хочу все знать и уметь».

- «Радуга знаний».

- «Учусь, запоминаю, делаю».

- «Учимся играя».

- «Я познаю мир».

- «Гармония».

- «Радость познания».

- «Совместный круг лучики вокруг».

- «Планета знаний».

- «Для почемучки и озорника».

- «Учимся вместе».

- «Царство знаний».

- «Я планирую успех».

Рабочие программы педагогов по дополнительному образованию представлены различными мероприятиями познавательно-развивающего, физкультурно-спортивного характера, художественно-творческой, игровой и трудовой деятельностью, а так же направлены на адаптацию, педагогическую коррекцию и интеграцию. 

Каждая программа включает основное содержание и тематическое планирование, которые могут быть скорректированы с учётом индивидуальных особенностей  воспитанников с умеренной, тяжелой и глубокой  степенью умственной отсталости.

Работа системы дополнительного образования воспитанников опирается на следующие приоритетные принципы:

  • - принцип обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность, линейность, концентричность);
  • - принцип в формах и методах обучения (занятия, игры, конкурсы, соревнования, экскурсии);
  • - принцип в методах контроля  (наблюдение, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
  • - принцип в средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов, пособий).

Основная цель дополнительного образования детей с умственной отсталостью – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и досуговой деятельности в интересах личности.

Задачи:

  1. Сформировать систему дополнительного образования в доме-интернате, позволяющую создать условия для полной занятости воспитанников.
  2. Охватить максимальное количество воспитанников дополнительным образованием.
  3. Сформировать условия для успешности воспитанников.
  4. Организовать социально-значимый досуг.
  5. Разработать и реализовать дополнительные образовательныекоррекционно-развивающие программы и программы внеурочной деятельности, максимально удовлетворяющие запросам воспитанников.
  6. Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей и подростков.
  7. Повысить творческий потенциал педагогических кадров; обеспечить использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий; создатьметодическую копилку дополнительного образования в доме-интернате.

Программа дополнительного образования «Все в моих руках» позволяет каждому ребёнку участвовать в деятельности  по различным направлениям, развлекательным и праздничным мероприятиям. Формирует умения, необходимые в коллективной и индивидуальной творческой деятельности, вырабатывает трудовые, эмоциональные, организационно-волевые,  социальные навыки детей в процессе этой деятельности. В программе органически сочетаются все виды досуга с различными формами деятельности, решается проблема занятости детей, организация их свободного времени.

Направленность дополнительного образования детей

  • - физкультурно-спортивная;
  • - декоративно-прикладная;
  • - художественно-эстетическая;
  • - социально-педагогическая;
  • - трудовая.
  • -

Особенности организации образовательного  процесса

Продолжительность учебной недели  - 5 дней для воспитанников отделения дневного пребывания и 6 дней для детей круглосуточного пребывания. Занятие проводятся как в первую, так и во вторую половину дня.

Начало учебного года – 1 сентября.

Продолжительность занятия варьируется с учетом психофизических и индивидуальных особенностей воспитанников, и не должна превышать 20 минут индивидуальных занятий , 30 минут – подгрупповых и групповых занятий.

Обучение детей и подростков в соответствии с планом образовательного процесса  по дополнительным образовательным программам осуществляется на основании рекомендаций  Центральной медико-психолого-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида.

Содержание коррекционно-воспитательной работы  направленно на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей воспитанников.

Основной формой организации образовательного процесса являются индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия в зависимости от степени умственной отсталости и строятся на основе предметно-практической деятельности детей и подростков, реализуются педагогами  дома-интерната, через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций. Пространство всех помещений, где занимаются дети с умственной отсталостью, строится в соответствии с едиными требованиями. Дидактический наглядный материал, игрушки, пособия  на занятиях предъявляются  в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебные зоны кабинета укомплектованы необходимым набором мебели.

Содержание тем и количество часов, отведенных на занятия, могут изменяться из-за особенностей психофизического состояния ребенка и степени  умственной отсталости:

  • - для воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью коррекционно-развивающие занятия проводятся  2 раза в неделю, что составляет 68 часов учебного времени на каждого ребенка;
  • - для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью занятия организуются 1 раз в неделю, что составляет 34 часа учебного времени на каждого ребенка.

Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития воспитанников, с характером протекания заболевания, 10 %  тем остается в резерве на выпадающие праздничные дни и непредсказуемые обстоятельства, которые впоследствии могут быть использованы в качестве системного повторения.

Дополнительное образование воспитанников  реализуется по годам обучения:

1 год обучения –  от 7 до 10 лет.

2 год обучения – от 10 до 13 лет.

3 год обучения – от 13 до 16 лет.

4 год обучения – от 16 до 18 лет.

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  от 7 до 10 лет

(1 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

68

Домоводство

68

Сенсорное развитие

68

Развитие речи

68

Познавательное развитие

68

Курс элементарной компьютерной грамотности.

34

Формирование продуктивных видов детской деятельности

68

Физическое развитие

68

Музыкальное развитие

68

Хореография

68

Итого:

714

Учебный план

для детей с глубокой умственной отсталостью  от 7 до 10 лет

(1 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

34

Сенсорное развитие

34

Развитие речи

34

Познавательное развитие

34

Формирование продуктивных видов детской деятельности

34

Итого:

170

 

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  от 10 до 13 лет

(2 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

68

Домоводство

68

Столярное дело

68

Керамика и мелкая пластика

68

Сенсорное развитие

68

Развитие речи

68

Познавательное развитие

68

Курс элементарной компьютерной грамотности.

68

Формирование продуктивных видов детской деятельности

68

Физическое развитие

68

Музыкальное развитие

68

Хореография

68

Итого:

816

 

Учебный план

для детей с глубокой умственной отсталостью  от 10 до 13 лет

(2  год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

34

Сенсорное развитие

34

Развитие речи

34

Познавательное развитие

34

Формирование продуктивных видов детской деятельности

34

Итого:

170

 

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  от 13 до 16 лет

(3 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

68

Домоводство

68

Столярное дело

68

Керамика и мелкая пластика

68

Сенсорное развитие

68

Развитие речи

68

Познавательное развитие

68

Курс элементарной компьютерной грамотности.

68

Формирование продуктивных видов детской деятельности

68

Физическое развитие

68

Музыкальное развитие

68

Хореография

68

Итого:

816

 

Учебный план

для детей с глубокой умственной отсталостью  от 13 до 16 лет

(3 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

34

Сенсорное развитие

34

Развитие речи

34

Познавательное развитие

34

Формирование продуктивных видов детской деятельности

34

Итого:

170

 

Учебный план

для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  от 16 до 18 лет

(4 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

68

Домоводство

68

Столярное дело

68

Керамика и мелкая пластика

68

Сенсорное развитие

68

Развитие речи

68

Познавательное развитие

68

Курс элементарной компьютерной грамотности.

68

Формирование продуктивных видов детской деятельности

68

Физическое развитие

68

Музыкальное развитие

68

Хореография

68

Итого:

816

 

Учебный план

для детей с глубокой умственной отсталостью  от 16 до 18 лет

(4 год обучения)

Направления программы

Количество часов за учебный год

Социальное развитие

34

Сенсорное развитие

34

Развитие речи

34

Познавательное развитие

34

Формирование продуктивных видов детской деятельности

34

Итого:

170