Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Дополнительное образование

Образовательная деятельность в Государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» осуществляется по адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Все в моих руках» (далее - программа «Все в моих руках») составлена с целью организации работы с детьми – инвалидами.

Форма обучения - очная.

Все занятия проводятся на государственном языке Российской Федерации.

ФГОС не предусмотрен.

Программа предназначена для детей – инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.

Образовательная деятельность в дополнительном образовании воспитанников осуществляется через общеобразовательные общеразвивающие программы следующей направленности:

физкультурно-спортивная; декоративно-прикладная; художественно-эстетическая; социально-педагогическая.

Новые подходы, применяемые в воспитании и обучении детей-инвалидов, позволяют наиболее эффективно включать их в общество как полноправных членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими культуры, науки, образования.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года N41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Содержание и материал программы дополнительного образования детей организованы в соответствии со следующими уровнями сложности:

  1. Первый уровень сложности. Предполагает получение знаний, умений и навыков по всем направлениям программ дополнительного общеразвивающего образования и их реализации при поддержке педагога (специалиста).
  2. Второй уровень сложности. Предполагает получение знаний, умений и навыков по всем направлениям программ дополнительного общеразвивающего образования и их реализации при минимальной поддержке специалистов (педагогов).
  3. Третий уровень сложности. Предполагает усвоение зананий, умений и навыков по всем направлениям программ дополнительного общеразвивающего образования и их самостотельная реализация.

Отличительной особенностью программы «Все в моих руках» является то, что она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность создания программы «Все в моих руках» для обучения детей–инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности в системе ДДИ обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитация и социализация детей-инвалидов, необходимостью создать не просто доступную среду, а включение самого ребенка в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенн6остей, интересов, ценностных ориентаций.

Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы определена тем, что ее реализация основано на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь детям-инвалидам максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, посредством реализации дополнительных образовательных программ, направленных на формирование и развитие творческих способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, познавательном, речевом, эмоциональном и физическом совершенствовании, формирование трудовых навыков, обеспечение их адаптации к жизни в обществе. Основное предназначение - удовлетворение многообразных потребностей детей - инвалидов в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного школьного обучения.

Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Оно способствует развитию познавательных интересов и творческих способностей, удовлетворению индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и выступает гарантом поддержки, детей – инвалидов. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценно организовывать свое свободное время.

Программа «Все в моих руках» являются прямым продолжением базовых образовательных программ, и дает при этом детям - инвалидам необходимые для жизни практические навыки.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, на ребенка отведено 68 часов учебного времени в год по 1 часу (1 час - от 20 до 30 минут), с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физкультминуток, а также использование здоровьесберегающих педагогических технологий.

Цель программы - создание в ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей Теремок» адаптированной среды для детей-инвалидов с целью раскрытия творческого, интеллектуального и физического потенциала ребенка через физкультурно-спортивную, художественно-эстетическую, декоративно-прикладную и социально-педагогическую направленность, обеспечить успешную социализацию в современном обществе.

Программа ставит следующие задачи:

–обеспечить условия для реализации прав детей-инвалидов на получение бесплатного дополнительного образования;

– организовать качественную коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии.

– формировать и развить творческие способности детей-инвалидов;

–удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и познавательном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

– формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровья воспитанников;

– обеспечивать духовно-нравственное, трудовое воспитаниедетей-инвалидов;

– выявлять, развивать и поддерживать талантливых воспитанников;

– создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепление здоровья и творческого труда воспитанников;

– социализировать и адаптировать детей-инвалидов к жизни в обществе;

– создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей детей-инвалидов.

Дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: коррекционно-развивающим и внеурочным.

Коррекционно-развивающий блок представлен дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами по следующим направлениям:

Социальное развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Сенсорное развитие.

Блок внеурочной деятельности является прямым продолжением базовых образовательных программ и дает детям необходимые для жизни практические навыки.

Домоводство. Столярное дело. Керамика и мелкая пластика. Физическое развитие. Музыкальное развитие. Волшебный мир танца. Кур элементарной компьютерной грамотности. Формирование социально-значимых компетенций.

Программы реализуются педагогами через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения.

Направленность программы:

Физкультурно-спортивная; Декоративно-прикладная; Художественно-эстетическая; Социально-педагогическая; Трудовая.

Программа охватывает различные направления коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории, выполняет диагностическую, образовательную и коррекционную функции, отражает комплексную деятельность специалистов и педагогов, направленную на решение задач коррекции, развития, обучения и воспитания.

Образовательная программа

Программа воспитания

Рабочие программы педагогов на 2023-2024 учебный год

Календарный учебный график

Календарный учебный график разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с нормами СанПиН, Уставом ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок».

Календарный учебный график регламентирует общие требования к организации образовательного процесса в учреждении и предназначен для четкой организации деятельности педагогического коллектива в учебном году.

В календарном учебном графике на 2023-2024 учебный год отражены все элементы работы учреждения, касающиеся режима, продолжительности занятий.

Учебный план

Образовательный процесс в ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» проходит в соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год.

Организация жизнедеятельности и режим дня

Режим дня стационара.

Режим дня отделения полустационарного обслуживания.

Численность воспитанников (сведение на 01.09.2023 г.)

В ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» на начало 2023-2024 учебного года обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 117 воспитанников.

Литература, используемая для обеспечения образовательного процесса