Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Итоги реализации проекта «Равные возможности»

Итоги реализации проекта «Равные возможности»

С ноября 2019 г. по ноябрь 2021 г. ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» в рамках III Всероссийского конкурса «Курс на семью» при поддержке Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» реализовали уникальный проект «Равные возможности»

Цель данного проекта – подготовка детей с ОВЗ, воспитывающихся в домах-интернатах, к дальнейшей самостоятельной жизни и проживанию с поддержкой, путем создания условий отдельного проживания в тренировочной квартире.

На реализацию проекта было направлено 860 тыс. рублей целевого финансирования. На указанные средства обустроено помещение тренировочной квартиры, проведены практические занятия и экскурсии c детьми, для формирования жизненной компетенции, разработаны и апробированы коллективные, индивидуальные обучающие и оценочные средства, мониторинг индивидуальных достижений воспитанников, способы получения обратной связи от воспитанников.

Подготовка и реализация проекта проходили в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе с 30.10.2019 по 02.11.2019 специалисты дома-интерната прошли стажировку на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» /Татарстан/, по направлению «Постинтернатное сопровождение, подготовка к самостоятельной жизни детей до 23 лет».

Во время стажировки специалисты познакомились с новой моделью тренировочной квартиры, изучили систему организации сопровождаемого проживания и занятости детей с инвалидностью. Педагогам была оказана практическая и методическая помощь в создании условий для формирования готовности ребенка-инвалида к вхождению в социум, базиса для успешного обучения и успешной адаптации на каждой ступени формирования жизненного навыка и умения в условиях тренировочной квартиры.  

По итогам стажировки специалистами учреждения был разработан комплекс нормативно-методического обеспечения обучения детей-инвалидов в тренировочной квартире, по результатам психолого-педагогического обследования определена целевая группа воспитанников, определен кадровый состав.

Второй, основной, этап проекта с 15.06.2020 по 30.10.2021 был направлен на создание рабочей модели учебно-тренировочной квартиры на базе учреждения и практическую подготовку воспитанников к самостоятельной жизни в быту, путем тренировки в реальных условиях.

В целевую группу грантового проекта «Равные возможности» вошли 8 воспитанников от 12 до 18 лет с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Обучение воспитанников навыкам самостоятельной жизни проходило в парах в течение трех месяцев в сопровождении двух социальных педагогов.

 

 

В рамках реализации проекта были предусмотрены занятия по следующим направлениям:

Обучение навыкам самообслуживания.

Обучение основам финансовой грамотности.

Обучение навыкам приготовления пищи.

Обучение навыкам коммуникативного общения в сфере услуг.

Обучение навыкам ухода за вещами.

Обучение навыкам уборки помещения.

Педагоги моделировали для детей различные житейские ситуации, в которых прививали им навыки ведения домашнего хозяйства: учили готовить, правильно использовать хозяйственно-бытовые и электрические приборы, выполнять мелкий ремонт одежды, осваивать ручную и машинную стирку; приучали их следить за своим внешним видом и закрепляли правила личной гигиены.

Главным приоритетом в работе с детьми-инвалидами в тренировочной квартире являлся индивидуальный подход с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.

На заключительном этапе проекта с 01.11.2021 по 15.12.2021 была проведена оценка эффективности использования модели учебно-тренировочной квартиры, мониторинг готовности воспитанника к самостоятельной жизни, анализировались и обобщались результаты, составлялся план дальнейшей деятельности.

Реализация проекта позволила сформировать и закрепить (на уровне практики) у воспитанников жизненные, социальные и коммуникативные умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни. Дети научились правильному общению со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками, овладели нормами этикета в общественных местах, выполнять бытовые операции по проведению сухой и влажной уборки помещения, пользоваться бытовыми приборами, моющими и чистящими средствами. Овладели навыками приготовления пищи, самостоятельного ухода за одеждой и обувью. Осваивали индивидуальный объем содержания основных аспектов покупательской деятельности.

Основной результат проекта состоит в том, что дети-инвалиды могут иметь шанс покинуть стены учреждения, подготовиться к самостоятельной жизни вне дома-интерната.