Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Учимся жить самостоятельно

Учимся жить самостоятельно

   С 1 февраля 2021 года в ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» продолжается работа по реализации проекта «Равные возможности», в рамках III Всероссийского конкурса «Курс на семью», реализуемого в рамках Благотворительной программы «Ребенок в семье» Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ».

   Проект «Равные возможности» призван помочь детям с нарушениями психофизического развития овладеть практическими навыками и научиться самостоятельно выполнять бытовые действия. Развитие навыков у воспитанников происходит за счет его обучения выполнению повседневных дел и постепенного снижения уровня помощи в таких делах со стороны контролирующих специалистов в условиях сопровождаемого проживания в тренировочной квартире.

   Сопровождаемое проживание организовано в помещении, которое оборудовано за счет средств Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» по типу квартиры. Имеет: прихожую, кухню, гостиную, жилую комнату, туалет, ванную комнату.

   Важный аспект проекта – постоянная ротация обучающихся. Курс длится до трех месяцев, после чего воспитанники в тренировочной квартире меняются. Число одновременно проживающих детей в квартире не превышает двух человек.

   Цели, которые ставятся для целевой группы проекта, индивидуальны и зависят от текущего уровня социального функционирования и развития навыков самообслуживания.

  Перечень социально-бытовых навыков включает в себя обширный перечень позиций из трех сфер жизни: пользование столовыми приборами, использование чашек, салфеток, умение умываться, причесываться, использовать косметические средства, выбрать подходящую одежду, сложить ее, повесить на вешалку, застегнуть молнии, завязать шнурки и т. д.

  Существуют и социально значимые навыки и умения, развитие которых так же стоит в приоритете при проживании в тренировочных квартирах. Все они связаны с умением убирать дом, следить за обувью и одеждой, подбирать посуду для приготовления и приема пищи, стирать и развешивать вещи, выносить мусор и др.

  Еще одно направление, которому уделяется внимание при сопровождаемом проживании – формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми.

  Задачи индивидуального плана для воспитанника, проживающего в тренировочной квартире, ставятся в семи сферах:

  • уметь обслужить себя.
  • организовать повседневную жизнь.
  • научиться пользоваться предметами быта.
  • уметь готовить пищу.
  • научиться взаимодействовать и развить навыки коммуникации.
  • познакомиться с социальной инфраструктурой города (магазинами, аптекой и др.).
  • заниматься трудовой деятельностью.

  Количество поставленных задач зависит от функциональных возможностей ребенка.

  Таким образом, практика проживания в тренировочной квартире призвана обеспечивать не только удовлетворение основных жизненных потребностей детей-инвалидов, но и повышать уровень их независимости, в том числе способность выбирать и принимать взвешенные решения.

  За три месяца мы вырабатываем у подопечных определенный режим, они привыкают к требованиям специалиста, это дает им мотивацию делать что-то самим, они учатся декларировать свои желания. Проект «Равные возможности» для них — это положительный пример того, что жизнь может быть другой.