Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»

Тренировочная квартира - новый и самый эффективный метод социализации детей-инвалидов

Тренировочная квартира - новый и самый эффективный метод социализации детей-инвалидов

Для того чтобы помочь каждому ребенку - инвалиду обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи, на базе ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок» была открыта тренировочная квартира в рамках реализации целевой программы «Равные возможности.

Тренировочная квартира – это новый и самый эффективный метод социальной реабилитации, включающий в себя инновационную образовательную и воспитательную систему, направленную на подготовку детей - инвалидов к самостоятельной независимой жизни в социуме.

Инновационная образовательная и воспитательная система охватывает весь социально - педагогический процесс интеграции и моделируется в соответствии с потребностями социума.

Инновационная программа развития по формированию навыков самостоятельного проживания у детей-инвалидов на базе тренировочной квартиры реализуется в виде инновационных подходов:

  • ü Технология социальной диагностики.
  • ü Технология социального консультирования.
  • ü Технология социальной реабилитации.
  • ü Технология социальной адаптации.
  • ü Технология социальной интеграции.
  • ü Технология социальной терапии.

Обучаются в тренировочной дети-инвалиды от 10 до 18 лет с разным уровнем самостоятельности, с различными физическими и умственными способностями. Дети проводят в тренировочной квартире 2 час в день.

Тренировочная квартира расположена в помещении дома-интерната и в соответствии с видами жизнедеятельности детей - инвалидов она представлена 3 блоками:

Санитарно-гигиенический блок включает два помещения: ванная комната и туалет. Каждое из этих помещений модифицировано с учетом потребностей инвалидов.

Кухонно-бытовой блок включает кухню и столовую.

Модификация кухни как помещения для приготовления пищи заключается в том, что она оборудована стационарными устройствами и адаптивной посудой, приспособленными для самообслуживания инвалида.

Спально - гостиничный блок включает в себя гостиную и спальню.
Модификация спальни оборудована зоной для сна, учебной и игровой зоной. Модификация гостиной оборудована зоной отдыха.

Квартира обставлена традиционной мебелью, имеются необходимые бытовые предметы, постельное белье, посуда, уборочный инвентарь, бытовая техника. Для детей и подростков с двигательными нарушениями в квартире имеется специализированное оборудование (поручни, туалетные системы), для выполнения бытовых операций приобретены адаптивная посуда, бытовые приборы.

Главной и конечной целью инновационного подхода, является активное включение ребенка – инвалида в различные социальные процессы и ситуации, формирование у них навыков самостоятельного проживания в быту и умение пользоваться вспомогательными средствами реабилитации.

Внедрение в социально - педагогическую работу с детьми – инвалидами тренировочной квартиры предполагает последовательность действий основанных на профессиональном мастерстве социального педагога по использованию индивидуальных социальных технологий направленных на активизацию личностных ресурсов ребенка с ограниченными возможностями и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Не смотря на не большой период эффективного применения инновационного метода в социальной реабилитации детей – инвалидов тренировочную квартиру в нашем учреждении, результаты радуют не только детей, но и окружающих составляющих ближайшее окружение детей-инвалидов. Ведь одной из важнейших задач является закрепления и повторения полученных навыков в условиях приближенных к домашним, а также для применения их в различных жизненных ситуациях.